Предыстория такова: с момента ужесточения ответственности по статье 12.15 КоАП РФ за нарушение ПДД, связанных с выездом на полосу встречного движения, в случаях, когда это запрещено, было множество судебных разбирательств. Одна из часто распространенных ситуаций - выезд на встречную полосу, когда это разрешено ПДД (прерывистая линия разметки 1.5 или отсутствие какой-либо разметки), а возвращение на ранее занимаемую полосу с нарушением - "под знак 3.20" или с пересечением линии разметки 1.1.
В декабре 2011г. ГИБДД РФ потребовала ВС РФ "вписать" данный маневр в список запретных, тем самым приравняв его к злостному преднамеренному нарушению ПДД. Однако часто дорожные условия и технические параметры ТС просто не позволят выполнить подобный маневр без нарушения ПДД. Так, например, протяженность разметки 1.6, предупреждающей о начале "зоны запрета", за городом составляет всего 100м, что при скорости 90км/ч (25м/с) означает, что на реакцию у вас всего 4 секунды. Часто инспекторы "притягивают за уши" и пересечение линии 1.1 при совершении обгона ТС, двигающимся по главной дороге, что прямо разрешено действующими ПДД, но формальное нарушение разметки дает им повод квалифицировать нарушение по части 4 статьи 12.15, вместо статьи 12.16 КоАП.
В итоге Верховый суд РФ не стал рекомендовать низшим инстанциям лишать водителей прав на управление транспортным средством при выявлении любого факта завершения обгона, начатого через прерывистую полосу и законченного через сплошную. "Суды должны принимать решения в каждом конкретном случае самостоятельно", - сказал журналистам судья Верховного суда Владимир Меркулов.